По числу конкурсов, в которых, несмотря на свои 17 лет, успел принять участие Иван Николаевский, с ним может сравниться далеко не каждый. Недавно он вернулся еще с одного. Это был V Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, собравший музыкантов из России и стран ближнего зарубежья, Поездка оказалась счастливой: из 18-ти гитаристов, выступивших на конкурсе (а среди них были и студенты музыкальных вузов страны, и аспиранты, и артисты филармоний) Иван оказался одним из лучших. Он стал лауреатом третьей премии, уступив только одному сопернику—студенту Российской академии музыки им. Гнесиных Р. Хабибуллину. Первое место не завоевал никто. Всероссийский конкурс проводится один раз в четыре года (не обязательно в Воронеже) и является одним из самых престижных. Он имеет статус государственного (в роли учредителя выступает Министерство культуры) и предназначен для взрослых музыкантов (до 33 лет). В общем, вполне солидный консерваторский конкурс—первый конкурс такого рода в жизни Вани Николаевского. Потом, когда все осталось позади, ректору музыкально-педагогического института звонили и члены жюри, и другие музыканты, Поздравляли, делились впечатлениями. Удивлялись. Ну, во-первых, не каждый день бывают такие победы, а во-вторых, где это видано, чтоб учащиеся колледжа — пусть даже и входящего в состав музпединститута —играли лучше консерваторцев! Отзывы отзывами, но почему бы не взглянуть на событие глазами самого участника? Что он чувствовал, что переживал? На что в конце концов надеялся самый молодой юный конкурсант? — Это самый первый конкурс, — сказал Ваня, — с моим новым педагогом Петром Александровичем Цокало, До этого я учился в 3-й музыкальной школе у Камаева и под его руководством готовился к прежним конкурсам. А сейчас настала пора переходить на взрослый уровень. В концертах мне приходится играть' много, и появилась необходимость в каком-то новом статусе. — Право быть артистом филармонии, иметь хорошие приглашения! — И это тоже. — А кто был в жюри? — Из гитаристов был заслуженный артист России Андрей Камалятов, из балалаечников— Ш. Амиров. В принципе, все, кто сидел в жюри, — это бывшие лауреаты конкурсов, очень известные музыканты. — Я уже знаю, что на второй тур прошли всего четыре гитариста, а в заключительном играли только двое. Ты прошел все туры. Что они включали в себя? — В первом туре предлагалось исполнить одну из фуг И. С. Бахе, произведение русского-композитора и обработку русской народной песни. Я играл Фугу ля-минор, "Октябрь" Чайковского и "Пряху" в обработке М. Высоцкого. Ко второму туру я подготовил "Большую увертюру" Джулиани, "Блестящий вальс" Барриоса, а также сюиту из трех произведений нашего уральского композитора В. Козлова. Его музыка оказалась новой для всех, очень свежей, выигрышной. Программа была сложная, рассчитанная (если целиком) на 40-минутный сольный концерт. А в третьем туре мне' впервые в своей жизни довелось играть с симфоническим оркестром. — Ну и как? — Первые два тура я представлял себе хорошо, но третий... Когда за тобой коллектив в сто человек, а ты солист, то становится немного не по себе. Я раньше не понимал, что значит играть с оркестром. Просто ты сидишь и слушаешь, как он шикарно звучит. Музыка очень красивая, и я любовался всем этим. X. Родриго, чей Концерт для гитары с симфоническим оркестром я играл,— испанец, там страсти такие! Очень красиво! Да и дирижер мне навстречу пошел (это был заслуженный артист Белоруссии В. В. Катаев). Мы с ним дополнительно много общались по поводу этой музыки, и ему она тоже очень понравилась. — Играл с микрофоном! — Нет, я играл без микрофона, хотя мой конкурент пользовался им. Но моя гитара и так звучала. Если правду сказать, то я поклоняюсь инструментам Ивана Кузнецова, нашего магнитогорского мастера. Лучше их не вижу. — А гитара Родионова, которую тебе подарили за первое место в Международном конкурсе в том же Воронеже! — Она очень шикарная, с красивым звуком, но рассчитана на камерное исполнение, А вот гитара Кузнецова совсем другая. Я выхожу играть с симфоническим оркестром и не боюсь за нее. Знаю, что она не затеряется в хоре других инструментов. У нее концертное звучание, хороший тембр. Все три тура я играл на гитаре Кузнецова. — Очень тяжело было! — Психологически. Это был самый сложный конкурс для меня. Там и обиды, и еще что-то. Потому что были взрослые люди, которым ну надо было победить. — Крушение надежд, горько на это смотреть! — Да. Раз в четыре года это бывает, надо долго готовиться. А конкурс — это всегда нервотрепка. К тому же он очень долгий, полмесяца проходит, и, конечно, выматываешься. — Вы ездили вместе с педагогом, и денег, очевидно, это стоило немалых! Кто вам помог! — В моем участии был заинтересован и мой педагог Цокало (он недавно стал доцентом), и кафедра нашего института. То, что я занял третье место, поднимает, я бы сказал, наш престиж. Поехали мы благодаря нашему ректору А. Н Якупову. В Воронеже поражались, что в такое тяжелое время наш институт выделил нам средства для участия в конкурсе. Все говорили: "Как, вы с Урала, так далеко?" А мы отвечали: "Да, вот у нас такой ректор". — Ваня, а почему ты поступил именно в наш институт, а не поехал, например, в Москву! — Если честно, то те, у кого мне бы хотелось учиться, уехали из страны. Поэтому я решил остаться в нашем городе. — Но ведь Цокало — балалаечник! — А в этом-то вся и прелесть. Он абсолютно не знает, что такое гитара. Он не только балалаечник, но и дирижер. Петр Александрович работает со мной, как с оркестром. Он говорит: "Здесь так должно звучать, здесь — так. Покажи флейту, пожалуйста, а вот сейчас мне нужен такой звук". Его абсолютно не волнует, как это должно делаться на гитаре. Он музыкант прежде всего, и в отношении музыки очень требователен. — Неужели после музыкальной школы ты овладел всеми приемами игры на гитаре! — На конкурсах и фестивалях я много общался с большими музыкантами, посещал мастер-классы и располагаю большой информацией о своем инструменте... Главное для меня теперь — чисто музыкантские задачи. — Чем для тебя стал Всероссийский конкурс! Ты работал на свое будущее! — Даже сейчас уже есть заявки на выступления в Казани, в Екатеринбурге... — Поедете! — Ну сейчас сил пока нет, а вот в мае... Лауреатов обычно сразу замечают филармонии и начинают приглашать на гастроли. — Значит, до мая можно будет передохнуть? — Нет, потому что уже в апреле в Москве начнется смотр-конкурс "Новые имена". Я в нем участвую. — Успехов тебе! "Магнитогорский рабочий" от 15 апреля 1994 г. | ||
Главная | Творческие вехи | Интервью 1 | Интервью 2 | Фотоальбом | Контакт | ||